Проблема сверхпотребления, лишнего потребления касается и цветов нашей жизни – детей. Живя в изобилии, наши дети поневоле получают много лишнего. А бывает мы даже организовываем отдельно взятое изобилие для ребёнка, если себе приходится в чём-то отказать. И надеемся, что такая забота пойдёт ему на пользу.
Но это не бесспорно.
Смешной аргумент выдвигают те, кто боится заводить детей — а вдруг моему ребёнку будет чего-то не хватать? Ну и хорошо, что будет. Это более здорово для психики, чем избыточность.
Ведь воспитание можно сравнить с брожением молодого виноградного вина, если кто видел процесс: на поверхность из глубины совершенно, казалось бы, чистого натурального напитка поднимается огромное количество какой-то грязной пены. Её аккуратно снимают, пока не вызреет настоящее взрослое вино. Из чего она только берётся?
Если ребёнок с детства подсажен на иглу сверхпотребления — не знает ни в чём отказа, привык получать радость только от новых покупок — то у него может сложиться впечатление, что жизнь в атмосфере роскоши и есть обязательное, а то и единственное условие радости. Так можно своими руками сформировать зависимость от искусственных потребностей. Часто это удобный способ откупиться от эмоциональных потребностей детей, побороть чувство вины, что родители, например, много работают и мало времени могут проводить в кругу семьи.
Вольно или невольно, но с течением времени создается зависимость не только от излишеств, но и от родителей, как источника, обеспечивающего потребление. А ещё многие обеспеченные люди сидят на другой сладкой игле — сознании своей власти. Демонстрации власти.
В том числе и власти над детьми. Детям состоятельных родителей именно поэтому бывает тяжелее обрести независимость, отделиться, так как привычный уровень жизни своими силами они поддерживать не имеют возможности.
В таких семьях поколениями строятся не реальные человеческие взаимоотношения, а взаимоотношения зависимости через предметы потребления и навязанный уровень жизни. Родители временами невольно усиливают такую зависимость — конечно же, из наилучших побуждений. Например, папа подарил сыну дорогое авто. Через пару дней видит в машине с сыном женщину, которая отцу показалась недостойной сына и родитель безапелляционно требует прекратить взаимоотношения. Когда сын отказывается, отец «в воспитательных целях» отбирает машину.
Сын пробует протестовать, говорить о своих чувствах. Отец блокирует его кредитную карту. В конечном счете сын отказывается от девушки.
Отец доволен. Он неосознанно хочет видеть своего сына не ответственным, решительным, способным постоять за себя, а зависимым, слабым, бесчестным.
Родители как огня боятся появления зависимостей от наркотиков, алкоголя, от игровых автоматов, однако по какой-то причине почти целенаправленно формируют зависимость от излишнего потребления, которая в такой же степени разрушительна для индивидуальности.
В итоге многие богатые наследники просто неспособны выбрать жизненный путь, ориентируясь на собственные интересы и способности. Их ориентация – материальный уровень жизни. Но зачастую необходимой для успешного ведения бизнеса независимости характера у них не наблюдается.
И вследствие ориентированного только на потребление воспитания они обречены плестись в хвосте родительских достижений.
Модно сейчас восхищаться японцами. И есть за что. Самурайское спокойствие как раз и вызвано чёткой системой ценностей, продуманной и осмысленной до мелочей. Уделяем ли мы этому достаточное внимание?
О чувствах, мыслях, привязанностях, сомнениях, а не о новых игрушках нужно говорить с детьми почаще.