Идентичность проявляется и поддерживается в дискурсе

Идентичность проявляется и поддерживается в дискурсе, ведь определенное представление о себе влияет на стратегию участника дискурсивной взаимодействия и одновременно определенное поведение во взаимодействии побуждает партнеров приписывать ему якобы соответствующую этому поведению идентичность. Отдельный дискурсивный акт еще не закрепляет обнаруженной в нем идентификации, однако систематическое выявление определенного поведения упрочивает идентификацию личности, что влияет на отношения с другими людьми, которые в дальнейшем ожидать от нее именно такой повединки.

Дискурсивное существования идентичности связано с другой важной характеристикой: идентичность лица и, соответственно, группы, есть взаимодействие между тем, как он представляет себя сама и как ее представляют другие. Эти две составляющие — так сказать, внутренняя и внешняя идентичности — не обязательно совпадают, но внешнее признание идентичности является важным ресурсом, который помогает носителе ее поддерживать. Кроме признания со стороны обычных коммуникационных партнеров, например семьи, друзей, коллег или незнакомцев на улице, важную роль играет приписывание определенной идентичности, которое осуществляют авторитетные в определенном обществе носители знания о мире и человеке, прежде всего государство и его уполномоченные агенты: наука, образование, бюрократия и т. д.. Они не просто говорят нам, кем мы, но и кем мы можем быть, есть определяют горизонт возможного выбора категорий и идентичностей по каждой из них. Эти институты указывают нам, что люди делятся на мужчин и женщин, граждан определенных признанных государств, членов определенных будто действующих наций, верных определенных традиционных или хотя известных религий т. п..

В каждом случае можно сделать и другой выбор и даже добиться его признания государством и по крайней мере частью (даже относительно пола западные державы уже не настаивают на незыблемости дихотомии), но делать такой выбор труднее не только из-за внешнее сопротивление его признанию, но и через усвоенное в процессе социализации представления о правильности и естественность устоявшегося набора идентичностей.

Медийный дискурс отличается от других, во-первых, массовостью аудитории и интенсивности воздействия на нее. По количеству траченого на него времени потребления медиа занимает в современных (по крайней мере западных) обществах второе место из всех практик, уступая только работы или обучению. Есть обычный человек проводит с книгой, газетой, а особенно перед телевизором и в интернете больше времени, чем на митингах, в церкви, с друзьями или даже с семьей. Вместе аудитория популярного романа, фильма или размещенного на «YouTube» видеоклипа гораздо больше, чем у школьного урока, проповеди или политического выступления, разве что кто-то из этих первоначально немедийных продуктов берутся распространять медиа. Иначе говоря, медийный дискурс имеет гораздо большую аудиторию, чем другие авторитетные в смысле приписывания идентичностей институциональные дискурсы — научный, образовательный, религиозный, политический, — а значит, все они достигают большинства своих потребителей посредством медиа, то есть обычно в том виде, который выбирают медиа.

Уже хотя бы поэтому медийный дискурс имеет огромное влияние на представления современных людей о мире и о себе.