Наши славянские предки – поклонники бога грома и молний Перуна – питали глубокую веру в магическую силу слова. Имена, которые они давали своим детям во время торжественного обряда пострижки, призваны были „обеспечить носящим их исполнение пожеланий группы, которые она и выражала в имени”. Так, например, мальчик по имени Божислав должен был отличаться необыкновенным мужеством, а Хвалибог – прославлять бога… Славянские языческие имена со временем были вытеснены христианскими именами: древнееврейскими, греческими, латинскими и немецкими, которые, впрочем, быстро приживались. При крещении, давая ребенку имена людей, причисленных к лику святых или лику блаженных, его тем самым как бы отдавали им дань
Первой пользоваться фамилиями в Польше стала шляхта. Однако исследования, проведенные в последнее время, показали, что фамилии появились в крупных городах уже в конце XIII – начале XIV века, в XV-XVI веках их приняла шляхта, а в XVII и XVIII веках – крестьяне. Образование фамилий, следовательно, связано не только с социальным классом, сколько с плотностью населения. В польских городах, особенно в Кракове, Вроцлаве и Гданьске, фамилии появились довольно рано. В самой старой городской книге Кракова под датой 1392 год читаем: Миколай Студзенник, Павел Жепка, Ян Огродзинский, Ян Опольский, а рядом только имена: Якуш, Петраш, Януш и т. п. После 1350 года сочетание имени и фамилии становится правилом.
Мы не знаем, однако, были ли эти фамилии наследственными. Механизм возникновения фамилий касался, разумеется, представителей всех социальных групп. Мы встречаемся поэтому с графом Комаром, графом Лосем и такими шляхетскими гербами, как Теленок и Свинка.
Фамилии производились также от имен, в том числе как от уменьшительных и ласкательных, так и от уничижительных форм. Например, от имени Петр происходят фамилии Петраш, Петрашек, Петрашак, Петрушко, Петруха, Петронь, Петрус, Петшак, Петшик, Петрашкевич, Петрович, Пётровский, Петражицкий, Петшиковский и многие другие